Есть ли будущее у вилочных погрузчиков с ДВС?
Тенденции продаж вилочных погрузчиков с противовесом
За последние 20 лет мы стали свидетелями того, как вилочные погрузчики с противовесом с двигателем внутреннего сгорания теряют свое доминирование на рынке Западной Европы. Продажи выросли с 60:40 в пользу двигателей внутреннего сгорания в 2001 году до 32:68 в пользу электрических двигателей в 2022 году. Это последний год, по которому на момент написания статьи доступны полные данные (см. рисунок 1).
На самом деле, эта тенденция, похоже, ускоряется. (См. рисунок 2.) Растущая актуальность энергетического перехода является основным фактором. Совсем недавно нестабильность цен на топливо, вызванная вооруженными конфликтами, увеличила привлекательность альтернатив газу и нефти.
Сравнение тенденций между странами позволяет предположить культурные различия в предпочтении источниках энергии. Однако в Западной Европе эти различия сегодня выглядят меньшими, чем в 2001 году (см. рисунок 3).
Картина, вероятно, будет совсем иной в культурном отношении в Восточной Европе и тем более на других континентах.
Получить цифры, сравнивающие доли дизельных и газовых вилочных погрузчиков в сегменте двигателей внутреннего сгорания, не так-то просто. Мы знаем, что европейские клиенты всегда больше склонялись к дизельному топливу, в то время как американцы относятся к числу тех, кто предпочитает сжиженный нефтяной газ. Поскольку необходимость сокращения выбросов возрастает, некоторые пользователи дизельного топлива могут перейти на сжиженный нефтяной газ. Но большинство из тех, кто перейдет, вероятно, перейдут сразу на электричество.
Проблемы с газовыми и дизельными вилочными погрузчиками
Конкуренция со стороны электрических вилочных погрузчиков с противовесом усиливается. Помимо устранения выбросов из выхлопных труб, они предлагают множество других преимуществ. Между тем, электрические вилочные погрузчики развивают мощность, прочность и устойчивость к атмосферным воздействиям, необходимые для выполнения традиционных работ на открытом воздухе, ранее требующих погрузчиков внутреннего сгорания.
Чтобы соответствовать новейшим стандартам выбросов, современные двигатели внутреннего сгорания стали более совершенными, чем их предшественники. В частности, теперь они полностью управляются электроникой и оснащены различными технологиями очистки выхлопных газов. Это значительно увеличило их цену, особенно в случае с дизельными вилочными погрузчиками.
Вполне вероятно, что многие из старых и простых дизельных вилочных погрузчиков с противовесом останутся в эксплуатации. Их можно отремонтировать и дать вторую или третью жизнь. Использование погрузчиков, выпущенных до вступления в силу ограничений на выбросы, совершенно законно, хотя в городских зонах с низкими выбросами могут быть ограничения.
Развитие газовых и дизельных вилочных погрузчиков
Современные вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания чище и экологичнее, чем модели прошлого. В Европе поэтапная программа ЕС позволила снизить вредные выбросы от двигателей внедорожной мобильной техники. Различные страны, не входящие в ЕС, включая Великобританию, применяют одни и те же стандарты. Начиная с конца 1990-х годов, на каждом этапе вводились все более строгие ограничения на выбросы. В частности, они нацелены на оксиды азота (NOx), углеводороды (HC), окись углерода (CO) и твердые частицы (PM). Stage V — это новейший стандарт.
Чтобы снизить выбросы, конструкторы двигателей используют сочетание технологий, включая некоторые или все из следующих:
- Селективное каталитическое восстановление (SCR) – для снижения выбросов NOx используются такие катализаторы, как мочевина или жидкость для выхлопных газов дизельных двигателей (DEF).
- Катализатор окисления дизельного топлива (DOC) – преобразует HC, CO и некоторые другие выбросы в менее вредные вещества.
- Катализатор проскальзывания аммиака (ASC) – удаляет остатки аммиака в процессе SCR.
- Рециркуляция выхлопных газов (EGR) – снижает пиковую температуру сгорания для уменьшения образования NOx и твердых частиц.
- Сажевый фильтр (DPF) – задерживает частицы сажи.
- Система последующей обработки выхлопных газов (EATS) – сочетает в себе несколько вышеперечисленных элементов.
Растущая эффективность двигателей внутреннего сгорания также помогает, поскольку более низкий расход топлива означает более низкие выбросы.
Преимущества газовых и дизельных вилочных погрузчиков
В то время как электрические погрузчики предлагают более низкую совокупную стоимость эксплуатации (TCO), вилочные погрузчики, работающие на сжиженном нефтяном газе и дизельном топливе, по-прежнему обходятся значительно дешевле. В некоторых обстоятельствах экономия капитальных затратах может оказаться более привлекательным вариантом, чем долгосрочная экономия на эксплуатационных расходах.
В самых суровых условиях эксплуатации на открытом воздухе дизельные грузовики с противовесом трудно превзойти. Например, некоторые постоянно остаются на открытом воздухе, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, в ненастную погоду. Несмотря на эффективную гидроизоляцию, большинство электропогрузчиков в некоторой степени пострадают в таких условиях. Дизельные вилочные погрузчики также имеют высокие показатели по крутящему моменту и производительности при тяжелых нагрузках в тяжелых условиях эксплуатации.
Как газовые, так и дизельные вилочные погрузчики обеспечивают практически непрерывную производительность, поскольку их можно быстро заправить.
В электропогрузчиках замена и подзарядка свинцово-кислотных аккумуляторов может занять много времени. Этот недостаток, конечно, можно преодолеть, перейдя на электрику с литий-ионными (Li-ion) аккумуляторами.
При рассмотрении вопроса об использовании энергии аккумулятора по соображениям устойчивого развития важно знать, как вырабатывалось электричество. Если оно исходит от ветра, солнца или других возобновляемых источников, это идеально. Если это происходит в результате сжигания ископаемого топлива, вилочный погрузчик с двигателем внутреннего сгорания фактически оставит вам меньший общий углеродный след.
В местах, где нет основного электроснабжения, проще всего будет поставлять вилочные погрузчики с дизельным двигателем и сжиженным нефтяным газом. Во многих странах существуют отдаленные регионы, в которых нет необходимой инфраструктуры для зарядки аккумуляторов вилочных погрузчиков. Даже в самых развитых районах могут быть рабочие площадки, не подключенные к электросети.
Без сомнения, дизельное топливо и сжиженный нефтяной газ по-прежнему могут внести большой вклад в мировой энергетический баланс и в индустрию погрузочно-разгрузочных работ.
0 комментариев