Складская техника для стеллажей с двойной глубиной
Стеллажи с двойной глубиной
Сооружения выполнены в виде сдвоенных рядов стандартных стеллажей фронтального типа, поэтому их стоимость сопоставима. Однако для эксплуатации конструкций необходимо оборудование совершенно иного типа. Это могут быть, например, штабелеры, но наибольшее распространение получили ричтраки с телескопическими вилами. К ним относятся новые модели, разработанные компанией САТ. Они позволяют помещать на внутренний ряд стеллажа грузы разной массы и объема.
Важным достоинством таких сооружений является то, что они позволяют оптимизировать использование складских площадей: хранимые товары займут до 50–60 % помещения, что на 25 % больше по сравнению с использованием фронтальных стеллажей классического типа.
Несмотря на определенное снижение скорости грузооборота, ее показатель остается на неплохом уровне (в условном выражении 22 грузопакета на 1 единицу техники в час). Единственный нюанс заключается в том, что только половина паллет расположена в радиусе непосредственного доступа — на наружном ряду стеллажа. Поэтому достать внутреннюю паллету можно лишь после снятия внешней. Но если на складе хранится большое количество товаров по каждой номенклатурной позиции, применение такой системы вполне оправдано.
А вот для компаний, имеющих широкий ассортимент, но небольшое наличие для каждой позиции, такие стеллажи не подходят. Во всех остальных ситуациях при грамотной организации складского хозяйства данная система является эффективной.
Доля фактического использования имеющихся стеллажных ячеек несколько меньше по сравнению с фронтальными стеллажами классического типа, но она достигает 80–90 % от общего уровня применения, реального для конкретной системы.
Стеллажи узкопроходного типа
Так называются сооружения из фронтальных стеллажей классического типа, характеризуемые узкими (в пределах 1,5–1,85 м) проходами, по которым без поворотов двигаются штабелеры. На такие машины устанавливается грузовая каретка двух типов. Первый — с телескопическими вилами, выдвигаемыми вправо или влево, второй — с поворотным на 180° механизмом, который предусматривает поперечное перемещение вглубь стеллажа на длину поддона.
В каждом случае основная мачта штабелера движется относительно стеллажа только вверх и вниз. Поддон устанавливается за счет смещения телескопических вил или каретки (в зависимости от комплектации оборудования) в глубину стеллажа.
Так, грузоподъемная узкопроходная техника производства DAMBACH модели Hi-Ricker, оснащенная поворотными или телескопическими вилами, поднимает грузы весом 1,6 т на 14,5 метров.
Важное преимущество узкопроходного способа складирования заключается в рациональном использовании складских помещений. Стеллажами занято до половины площади склада, а высотное хранение увеличивает его вместимость.
Каждый грузопакет доступен для комплектации с места нахождения. Это особенно удобно при широкой номенклатуре благодаря возможности параллельной работы с двумя рядами стеллажей, расположенных вдоль одного прохода, и быстрому передвижению между точками набора хранимых ценностей. Скорость грузооборота условно составляет 28 грузопакетов на 1 единицу техники, что выше по сравнению с классическими стеллажами фронтального типа. Это обусловлено спецификой работы узкопроходных штабелеров, отличающихся высокой скоростью диагонального перемещения. Например, у ричтраков САТ она достигает 12 км/ч. Обычно показатель использования имеющихся стеллажных ячеек достигает 95 % от их общего наличия в конкретной системе.
Все это является преимуществами стеллажей узкопроходного типа. Что касается недостатков, то главный из них — высокие расходы на возведение и обустройство склада. Необходимы особые сверхплоские полы для грузоподъемной техники, а также системы индуктивных или рельсовых направляющих для ее перемещения в проходах между стеллажами. Дорогостоящими являются и узкопроходные штабелеры: их стоимость в 2–2,5 раза выше по сравнению с классическими ричтраками.
Важно подчеркнуть, что узкопроходная система хранения товарно-материальных ценностей на складах целесообразна при высокой стоимости складских площадей. В такой ситуации особое значение придается уменьшению ширины проходов и возможности складировать грузы в вертикальном порядке. Экономическая выгода от сокращения складских площадей в долгосрочной перспективе превышает суммы расходов, понесенных на обустройство помещения.
Еще одним поводом для задействования узкопроходной системы является необходимость расположить большое количество товара на ограниченной площади с доступом ко всем местам хранения. Важное преимущество — высокая производительность благодаря тому, что машинам не нужно разворачиваться на 90 градусов для штабелирования. Она дополнительно повышается при задействовании телескопических вил, которым не нужно разворачивать груз для укладки. Поэтому целесообразность использования таких систем особенно ощутима на складах с интенсивным грузооборотом.
Глубинные стеллажи
В английском варианте такие стеллажи называются drive-in, а по-русски — проходными, глубинными или набивными. Они реализованы в виде жесткого каркаса из рам, формирующих «коридоры» шириной 1,35 м, в которые по горизонтальным направляющим задвигают поддоны с грузом.
Такие стеллажи широко востребованы, потому что позволяют максимально оптимизировать использование складских площадей. По сути, они напоминают улучшенную систему бесстеллажного хранения товарно-материальных ценностей, которая отличается более высокой надежностью и упрощенным доступом к грузам. Данная технология особенно распространена при хранении товаров в холодильных камерах на протяжении длительного времени.
Основным преимуществом стеллажей набивного типа является высокий уровень задействования имеющихся складских площадей (по данному показателю такие системы находятся в числе лидеров). Что касается недостатков, то их немало. Одним из них является высокая (примерно вдвое выше по сравнению с фронтальными сооружениями) стоимость. Это обусловлено сложностью конструкции, из-за которой увеличиваются расходы на монтаж.
При наличии большого объема для хранения грузов не всегда удается добиться заполняемости стеллажей даже в 70 %. Какая-то часть отдельного «коридора» остается пустой. Непросто организовать и хранение разных номенклатурных позиций: как правило, работает правило «один коридор — один товар», причем это касается всех ярусов — с первого до последнего. Изменить эту систему крайне сложно, перераспределение грузов внутри складского помещения — процесс трудоемкий.
Если принять во внимание все достоинства и недостатки данной технологии, можно сделать вывод, что она оптимальна для складирования большого количества однотипного груза с длительными сроками хранения, особенно когда значительные объемы товара требуется расположить на определенной площади.
На складах с глубинными стеллажами задействуется стандартная техника с определенными ограничениями. Главное правило: машины должны быть более узкими, чем сами стеллажные коридоры — это позволит им проезжать внутрь системы. А для использования дополнительного ряда по высоте (примерно 1,2–1,6 м) необходимо наличие защитной зауженной крыши, ширина которой составляет 70–90 см.
Для работы с 2-4-ярусными стеллажами, у которых верхний поддон находится на высоте не более 6 м задействуют вилочные погрузчики классического типа шириной до 1,1 м. В их числе — электрические модели САТ или газобензиновая техника, оснащенная защитной модифицированной крышей. Если верхний ярус находится на высоте более 6 метров, задействуются штабелеры-ричтраки. Ширина шасси у них варьируется от 1,1 до 1,15 м, имеется защитная крыша, зауженная до 85 см. В линейке ричтраков САТ есть модели шириной 1,1 м, адаптированные для обслуживания именно глубинных стеллажей. При этом «коридоры» оборудованы направляющими, а используемые штабелеры, по аналогии с узкопроходными моделями, оснащены боковыми роликами. Это препятствует чрезмерному смещению техники внутри стеллажа и предотвращает контакт со стеллажными стойками, способствуя ускорению рабочих процессов и повышению безопасности.
0 комментариев