Расчет остаточной грузоподъемности вилочного погрузчика

5 мин 320 чел 0 чел в избранное

При эксплуатация вилочного автопогрузчика часто возникает необходимость в обработке грузов нестандартных размеров или грузов со смещенным центом тяжести. Как любое грузоподъёмное устройство, вилочный погрузчик является устройством повышенной опасности, что требует квалифицированного подхода к оценке ОСТАТОЧНОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ (ГПост) при работе с нестандартными грузами и/или при работе на больших высотах подъёма. В данной статье мы оставим за скобками потерю грузоподъёмности при работе на больших (более 3500 мм) высотах и рассмотрим влияние смещенного центра груза на остаточную грузоподъёмность.

Для расчета остаточной грузоподъёмности погрузчика определимся с понятием НОМИНАЛЬНАЯ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ (ГПном). Номинальная грузоподъёмность погрузчика (ГПном) связана с таким понятием, как стандартный центр тяжести груза (ЦТгруз). Для погрузчиков грузоподъемность до 4999 кг, как правило, стандартный ЦТ груза - 500 мм, для погрузчиков большей (от 5т до 16т) грузоподёмности - 600 мм. Для погрузчиков с грузоподъемностью более 16 т ЦТ груза может быть указан 900 или 1200 мм, так как они нередко используются для обработки 20’ и 40’ футовых контейнеров, имеющих ширину 2400 мм.

О номинальной грузоподъёмности погрузчика (ГПном), которая приводится в спецификации машины, можно говорить, только применительно к грузу стандартного размера, так как вилочный автопогрузчик рассчитывается под определённый опрокидывающий момент, который возникает при поднятии груза. Возникающий опрокидывающий момент зависит как от веса груза, так и от плеча приложения силы, то есть расстояния от оси передних колес до ЦТ груза. Противовес погрузчика компенсирует этот опрокидывающий момент и обеспечивает продольную устойчивость погрузчика. Кроме того, по опрокидывающему моменту у любого погрузчика должен быть запас не менее 30% из-за постоянного возникновения дополнительных динамических нагрузок (резкое торможение, раскачка на неровностях). Если же груз имеет размеры больше стандартных, или центр тяжести сильно смещён вперёд, для сохранения необходимого запаса продольной устойчивости, допустимую грузоподъёмность погрузчика необходимо пересчитывать.

Плечо приложения силы тяжести груза, складывается из постоянной Х – которая равна расстоянию от оси ведущего моста до спинки вил (так называемая Постоянная момента груза, которая обязательно указывается в спецификации на погрузчик) и расстояния от спинки вил до центра тяжести груза (см. рис.).

Остаточную грузоподъёмность (ГПост) погрузчика при смещении центра тяжести можно легко расчитать по формуле:
ГПост = ГПном х "(Х +ЦТном)" /"(Х+ЦТгруз)"

Для примера:
рассчитаем остаточную грузоподъемность для дизельного автопогрузчика DOOSAN D30S-7 поднимающего груз размерами 2000мм х 2000мм на высоту 3230 мм:
Номинальный Центр тяжести для DOOSAN D30S-7: ЦТном = 500 мм
Номинальная грузоподъёмность: ГПном = 3000 кг.
Постоянная момента груза (ПМГ): Х = 485 мм (см. спецификации D30S-7)
Центр тяжести груза: ЦТгруз = 1000 мм.
Подставляем данные в формулу:
ГПост = 3000 х "(485 + 500)" /"(485 + 1000)" = 1990 кг

Т.е. 3-тонный погрузчик сможет уверенно поднять на стандартную высоту груз с размерами 2000мм х 2000мм, массой не более 1990 кг.

По этой формуле рассчитываются Диаграммы грузоподъёмности автопогрузчика, которые позволяют оценить допустимую грузоподъёмность (остаточную грузоподъёмность) в зависимости от смещения ЦТ груза от спинки вил.

Диаграмма грузоподъёмности обязательно размещается на доступном для оператора погрузчика DOOSAN месте и имеет следующий вид:

Оператор перед началом работы с негабаритным грузом и/или при поднятии на высоту более 3,5м (независимо от типа установленного грузоподъёмного устройства) обязан оценить остаточную грузоподъёмность своего погрузчика, во избежание возможных негативных последствий опрокидывания для рабочего персонала, техники и самого груза.

Для квалифицированного расчета остаточной грузоподъёмности Ваших погрузчиков при обработке негабаритных грузов или грузов со смещенным центром тяжести обращайтесь в компанию «Корвет-М».